пятница, 25 января 2008 г.

DeepStyle Linux на ноутбуке. Взгляд юзера

Недавно решил приживить Linux на рабочем ноутбуке. Это стало возможно после того, как старый винт на нем гавкнулся и админы мне поставили винтик на 120 гигов, прикрутили по быстрому винду и отпустили с этим хозяйством в свободное плаванье. Машинка - так себе, но для моей работы вполне приемлемая, а главное, шаровая. Основные параметры ноутбука: Celeron 2 Ггц, ОЗУ 256 М, видеокарта Sis 650, CD-ROM, винт разбит на 2 раздела FAT32 и 2 раздела ext3. На hda7 ранее был установлен Runtu (русифицированный Xubuntu), а вот на hda8 решил попробовать приживить DeepStyle Linux 3.0. А за одно и посмотреть, насколько этот дистрибутив дружелюбен к рядовому пользователю ноутбука.

Установка

На процессе установки особо останавливаться не буду. Замечу только пару нюансов, на которые стоит обратить внимание. При создании точек монтирования не забудьте прописать все разделы, это сократит хобатню после установки. Я, подзабыв что слаковский установщик нуждается в конкретизации задач, по началу слегка тупанул. В частности, учитывая, что у меня несколько систем на машине, при установке LILO (а по умолчанию предлагается именно этот загрузчик), я отказался от автоматического режима, опасаясь, что LILO никого кроме самого DeepStyle в загрузку не пропишет. В результате я добавил загрузку Runtu и Windows, закончил установку, перегрузился и.... Мне была предложена загрузка только Runtu и Windows, других предложений не поступало ))) Я каюсь, сам виноват. Просто как-то привык, что установщики других дистрибутивов уж себя то любимого прописывают в загрузку по любому. А систему я по быстрому переставил, и прописал уже все что надо.

Кстати, теперь LILO пытается загружать Runtu исключительно на ядре DeepStyle. Ничего путнего из этого не выходит. Придется видно препарировать lilo.conf.... Или поставить таки GRUB. Что посоветуете?

Вход и выход

По умолчанию Х не грузятся, и менеджер входа, типа kdm или gdm не запускается. Приходится в консоли войти под юзером и скомандовать startx. Оно конечно не сильно напряжно, но все таки. Пошел в Центр управления / Системное администрирование / Менеджер входа в систему. Поковырялся в настройках, но ничего путнего из этого не вышло.

Естественно, что и при выходе из системы по нажатию на «Завершить сеанс» ничего кроме самой этой операции не предлагается, то есть кнопок типа «Перегрузить компьютер» или «Завершить работу» не предлагается. При выборе единственного варианта «Завершить сеанс» просто вываливаемся из Х в голую консоль. Причем, если работа велась под юзером, что по всем канонам есть гуд, то попав в консоль и попытавшись выключить компьютер командой

sam@deep:~$ halt

получаем уведомление, что прав на это юзер не имеет. Нажать магическую комбинацию из трех клавиш и перегрузить машину, - это пожалуйста! А вот вырубить его можно только перейдя под root. Кстати что-то я забыл проверить реакцию на shutdown. А насчет автоматической загрузки Х я то понимаю, что надо поиграться с runlevel и настроить его на 5, но ведь большинство юзиров этого не знаю. Посему, мне кажется, было бы дружелюбнее эту опцию прописать сразу при установке.

Монитор состояния батарей

К сожалению, по умолчанию на панели нет монитора состояния батареи ноутбука. Поискал в стандартных аплетах KDE и не нашел. Полез дальше, и вот что я нашел в Цетре управления (batareya). Видимо проблема таки в самом ноутбуке. Хотя, и винда, и Runtu на этой же машине показывают в трее состояние батареи.

USB

Зайдя впервые под юзером и воткнув в ноутбук флэшку получил пинок. Ладно... Зашел в KUser и и сделал юзера участником тех групп, которые на мой взгляд могли дать ему право на монтироваеие и работу с USB-устройствами. Безрезультатно. Зашел под root вставил флешку и.. получил такое же ругательство! Самое интересное, что в следующий раз, загрузившись под юзером и вставив девайс я получил к нему доступ без проблем!

Раскладка клавиатуры

Как обычно в Deep Style слегка устаревшая схема раскладки клавиатуры. Тем кто никогда не работал в текстовых редакторах под DOS она неудобна. Лечится очень легко. Открываем из под root /etc/X11/xorg.conf находим Section "InputDevice" и правим строку

Option "XkbLayout" "us,ru,ua" на

Option "XkbLayout" "us,ru(winkeys),ua(winkeys)".

Сохраняемся, перегружаемся, наслаждаемся.

Кракозяблы в менеджерах пакетов

Надеялся что в этой версии DeepStyle исправлены глючки присутствовавшие в предыдущих, тем более, что я Хоттабычу отправлял краткий обзор о найденных багах. Ан нет. Запускаем Kpackage и получаем кракозяблы в описаниях.
Ладно попробовал Gslapt. С прискорбием собщаю, что эффект тот-же. (Gslapt).

Возможно проблема в локали. Наверное надо было таки UTF ставить, но я помня что DeepStyle ранее тяготел всеже к KOI8-R, выбрал именно эту кодировку. Просто маны которые я когда-то собрал и передал Хоттабычу были именно в этой кодировке и сейчас прекрасно работают в дистрибутиве. Тем более что при установке KOI8-R предлагалась по умолчанию. Возможно таки стоит сменить кодировку.

Есть следующие варианты:

ru_RU

ru_RU.cp1251

ru_RU.koi8r

ru_RU.utf8

ru_UA

ru_UA.utf8

uk_UA

uk_UA.utf8

Советы принимаются.

Проверка орфографии

По умолчанию русская орфография в текстовых редакторах KDE и в OpenOffice не включена. С кедовыми приложениями проблема решается просто. В центре Управления KDE/Компоненты/Проверка орфографии дефолтные настройки, а именно «Клиент: Международный Ispell»

меняем на Aspell и автоматом включаются русские словари.

Но не так то все просто. Запустив текстовый редактор обнаруживаю, что орфография по прежнему не проверяется. Еще бы ведь кодировка словаря по умолчанию высталена US-ASCII а у меня установлена локаль KOI8-R. Естественно, что после смены кодировки в параметрах

проверка орфографии заработала.

А вот с OpenOffice все оказалось сложнее. В настройках был выставлен словарь русский, но на вкладке отсутствовал традиционный значок подтверждающий что данный словарь имеется в наличии и функционирует. На всякий случай проверил, - словари вроде установлены. Причем и русский и украинский. Честно говоря, я отвык от каких-либо траблов с ОО, так как уже несколько лет пользуюсь исключительно сборками от «Инфра-Ресурс», и увидев, что в системе стоит пакет именно от этой компании был неприятно удивлен.


По умолчанию документы .odt .doc открываются в Kword. Штука конечно не плохая, и даже уже проверяет орфографию, но мне привычнее OOWriter, даже если правильнописание у него хромает ))). Идем Центр управления/Компоненты/Привязки файлов и привязываем любимый текстовый процессор к популярным расширениям документов. Точнее поднимаем приоритет, после чего документы открываются OOWriter а Kword остается как запасной вариант.

Ну, для начала замечаний и наблюдений достаточно. С интересом выслушаю советы.

Комментариев нет: