четверг, 11 ноября 2010 г.

Впечатления от руcской сборки Ubuntu 10.10 от StartUbuntu.Ru

Недавно вышел в свет специализированной, заточенной под русскоязычных пользователей Ubuntu 10.10. Занимается этим дистрибутивом проект StartUbuntu.Ru. Идея мне очень понравилась. Хотя, особых проблем с русификацией в Убунту я не замечал, но желание энтузиастов сделать максимально комфортный дистрибутив я только приветствую. Разработчики заявили о полной поддержке русской локализации в приложениях и, самое главное, полностью русифицированной документацию для Gnome, OpenOffice.Org, Gimp, и страниц man. Последнее заявление меня особо порадовало. Когда-то я сам занимался сбором со всего мира русских manpages. Без ложной скромности признаюсь, что собрал довольно большую коллекцию. Я не стал ее зажимать и поделился с другом. Сегодня моя подборка локализованных страниц man используется в дистрибутиве Deep Style. И если купить epson r200 картридж то можно эти руководства даже распечатать.

В общем, решил я проверить, так ли все гладко как обещают разработчики. Качнул себе образ дистрибутива и начал установку в VirtulBox. Если интересно, то прошу под кат. Там много картинок и букв.




RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_863.jpeg
Первое что бросилось в глаза, при загрузке образа Live-DVD мне сразу, автоматически, была предложена страница на русском языке. Я сразу зарядил установку. Процесс установки классический для Ubuntu 10.10. Сюрпризов больше не последовало, поэтому на установке системы останавливаться не буду.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_864.jpeg
После перезагрузки мне сразу предложили обновить систему.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_865.jpeg
Вот так выглядит система. Как видим, это стандартное оформление Ubuntu 10.10. Разве что иконка на рабочем столе является чем-то эксклюзивным.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_866.jpeg
Однако двойной клик по этой иконке привел только к появлению ошибки. Видимо разработчики, установив в системе сразу три браузера, не удосужились настроить привязку файлов к программам.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_867.jpeg
Но я таки решил узнать, что же кроется за ссылкой с рабочего стола "Ubuntu Linux для начинающих". Выбрал я по клику правой кнопки "Открыть с помощью...". Для эксперимента выбрал браузер Chrome. Открылся сайт, но... Вместо "Ubuntu Linux для начинающих" я получил ошибку 404. Меня это несколько озадачило - зачем давать в системе ссылку на несуществующую страницу.

Ну ладно, давайте глянем, что нам предлагается из программ.

RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_877.jpeg
Wine установлен сразу, так что любителям виндовых приложениям можно устанавливать свои любимые приблуды, типа Ворда и прочей байды.

RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_879.jpeg
Также имеется Google Earth. При первом же запуске стало понятно, что он работает на все том же Wine, ибо предложил переключиться в режим DirectX. Однако, если я соглашался, то программа тут же вылетала.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_880.jpeg
Правда отказавшись от DirectX, я таки запустил Google Earth.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_881.jpeg
Google Earth прекрасно руссифицирован, но это явно заслуга не разработчиков данной сборки дистрибутива, а ребят из Google.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_882.jpeg
Дальше я проверил OpenOffice.org. К нему никаких притензий. Но OpenOffice.org у меня прекрасно работает и в других дистрибутивах, и с русификацией везде все прекрасно.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_884.jpeg
А вот то, что сразу установлен Tweak это гуд. Очень полезная софтина. Своеобразный Центр управления.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_885.jpeg
Также имеется Gnome cjmmander. Это двухпанельный файловый менеджер. Он не отличается особой функциональностью, но все основные операции выполняет легко и непринужденно. Должен признать, что его аналог из KDE, а именно Krusader, гораздо круче.

Хочу акцентировать внимание, что в официальном анонсе релиза этой сборки разработчики особый упор делали на прекрасной локализации как программ, так и документации на сам дистрибутив, оконную среду и программное обеспечение. Вот я и решил проверить, не лукавят ли создатели сборки. Честно говоря, результат ревизии меня слегка озадачил и огорчил. Хотя, не все так плохо. Но начнем по порядку.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_886.jpeg

Для начала я посмотрел, что из программ есть в определенных категориях. Вот набор софта для работы с мультимедийным контентом.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_887.jpeg

А вод программный набор для интернет-серфинга и сетевого общения. Заметьте, что присутсвует сразу три браузера, Skype, а также Gwibber позволяющий общаться в социальных сетях, например в Facebook. Можно обсудить оборудование для шиномонтажа или другие вопросы. Это был мед. А теперь деготь.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_868.jpeg
Зайдя в Центр справки дистрибутива, я сразу понял, что обещания разработчиков это блеф. Как видите, контент справки на английском.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_869.jpeg
Болше всего меня заинтересовало заявление о русифицированных manpages. Но выполнив в консоли первую же пришедшую на ум команду вызова руководства bash я увидел английскую страницу. Очень странно, ведь я точно знаю, что русский перевод этой страницы существует. Во всяком случае в моем архиве он есть.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_870.jpeg
Справедливости ради признаю, что русские переводы man-страниц таки имеются.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_871.jpeg
А вот справочный центр GNOME меня порадовал.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_872.jpeg
А порадовал полной локализацией.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_873.jpeg
Побродив по разделам убедился, что с локализацией все гуд.

RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_875.jpeg
А еще понравилось руководство GIMP.
RU Ubuntu 10.10 [Работает] - Oracle VM VirtualBox_876.jpeg
Это руководство можно использовать для самостоятельного изучения программы.

Как видим, не все обещания разработчиков оказались правдой. А жаль. Остается надеяться, что в следующем релизе все эти огрехи будут исправлены.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

У меня уже скачано несколько разных сборок Ubuntu 10.10 и даже 11.04.Отличаются они только набором программ.Но на моей Toshiba Satellite A100 ни на одной из них не работает микрофон.Так что например по Skype не поговоришь.Постоянно,после нескольких выключений компъютера,пропадает аплет переключателя языков.Если пропали оба значка.переключить язык невозможно даже клавиатурой.Я случайно,после исчезновения значка клавиатуры,США/Рус-остался,залез в параметры раскладки клавиатуры и изменнил на другие клавиши. Появился значок клавиатуры.Пока стоит.Понравилась настройка сетевых соеденений.10.10 сама запускает Bluetooth на моей Тошибе,а настроить соединение с интернетом в одно касание.Также и модем 3G.Модем вообще сам запускается после включения.Единственно микрофон все портит.Я 10.10 поставил на внешнем диске и пытаюсь запустить микрофон.Пользуюсь советами БЫВАЛЫХ,но пока без толку.Хотелось бы сказать спасибо тем людям которые толково объясняют что делать и как.А вообще ощущение такое,что вяли сырую систему,напихали туда несколько десятков программ,и выдали на гора.Хоть бы проверяли на работоспособность.