пятница, 31 декабря 2010 г.

Старик Хоттабыч: "Рецепт DeepStyle предельно прост - дистрибутив делается для себя, и все должно быть просто, легко и надежно"

Данное интервью было подготовлено мной и вчера опубликовано в электронном журнале UserAndLINUX - v11.01(5).

Одним из преимуществ операционной системы GNU/Linux является ее многообразие. Существует огромное множество дистрибутивов отличающихся форматом пакетов, идеологическим подходом или национально-территориальной принадлежностью. Есть и украинские дистрибутивы. Одним из ярких представителей является DeepStyle, созданный на основе самого уважаемого и ортодоксального дистрибутива Slackware. Рассказать о том, как появился DeepStyle и чем он живет сейчас UALinux попросил основателя этого дистрибутива Александра Буханского, более известного в среде украинских линуксоидов как "Старик Хоттабыч".



-- Саша, расскажи как вообще родился DeepStyle?

-- Идея появилась в 2004 году. Хотя со Slackware я работаю очень давно, еще с 1997 года. Причем, когда выходит новая версия дистрибутива я предпочитаю не обновлять систему, а переустановить ее с нуля. Во-первых, это позволяет избежать мелких багов, связанных с "хвостами" от старых версий/пакетов, а во-вторых, просто интересно посмотреть, как новая сборка дистрибутива работает и какие появились новшества. Но при каждой переустановке приходилось делать одни и те же настройки, мелкие и несложные, но с какого-то момента это рутина уже начинает напрягать. В основном - украинская и русская локализация, подключение кириллических раскладок клавиатуры, шрифты и т.д. Поэтому был написан специальный скрипт, решающий все эти проблемы сразу после установки системы одним махом. Естественно, я его выложил в свободный доступ. Кстати, именно открытость и доступность Slackware является главным преимуществом этого дистрибутива. Создатель Slackware Патрик Фолькердинг предлагает пользователям сам пакет, его исходник, скрипт сборки (для непосвященных: рецепт сборки конкретно этой программы под конкретно эту версию Slackware) и дает полную свободу действий. Если что-то не нравится, всегда можно собрать пакет под свои нужды. Причем все пакеты прекрасно документированы. Я бы сравнил Slackware с советской бытовой радиоаппаратурой (приемники, магнитофоны и т.д.), к которой обязательно прилагались электрическая и механическая схемы, что давало возможность, при наличии достаточной "прямизны" рук, самому исправить мелкие (а иногда и не очень) неисправности, ну, или улучшить трошки... ;)

Но при этом подходили к вносимым изменениям с позиции врача, руководствуясь принципом -- "не навреди". Ведь Slackware -- очень стройная и логичная система, поэтому вносить изменения нужно очень аккуратно и несколько раз подумав.

Но, обсуждая эти изменения на форуме Lafox.net, часто звучало мнение, что для целостности изменяемой системы ее лучше "завернуть" в отдельный дистрибутив. К тому времени довольно четко вырисовалась DeepStyle Team (состав группы "в начале пути" http://deepstyle.org.ua/index.php?run=team ), поэтому после обсуждений и споров решили все-таки попробовать. Поначалу DeepStyle представлял собой добротно локализованный Slackware с небольшими дополнениями для упрощения установки и настройки системы.

Постепенно изменений становилось больше, локализация постоянно совершенствовалась, устранялись найденные ошибки. Тогда Slackware можно было установить только с диска, CD-ROM или дискет. По сети можно было поставить только по NFS. Поступали просьбы от пользователей организовать установку по протоколу FTP (да и самому было интересно организовать ;) ). Поразмыслив, нашли выход. Инсталлятор сначала загружал все дерево системы на винчестер, а уже оттуда устанавливал. Но это требовало значительного дополнительного дискового пространства для установки системы. У многих людей винчестер просто не позволял такую роскошь. Тут уже пришлось довольно серьезно залезть в программу установки и переписать многие элементы, добавив собственные скрипты. В результате удалось добиться стабильной сетевой установки без предварительного сохранения установочных пакетов на винчестер. Правда, этот метод потребовал качественного канала связи с источником.

Кстати, несколько позже возможность установки по FTP и HTTP появилась и в официальной версии Slackware, алгоритм установки несколько иной: некий компромисс между сохранением на локальном диске всего дерева пакетов, и установки директом по сети. Попутно добавили возможность установки по USB, а в скором времени она появилась и в официальном Slackware.

Официальной датой рождения DeepStyle можно считать осень 2004 года. К сожалению, у меня не сохранилась самая первая версия дистрибутива. Местом рождения DeepStyle можно смело назвать форум Lafox.net (http://forum.lafox.net/) - без ребят с Лафокса (Tsyma и Alice) и без лафоксовского сообщества ничего бы не было.

-- Часто можно слышать, что система Slackware имеет главный недостаток - она не поддерживает отслеживание зависимостей пакетов. Поэтому часто приходится "танцевать с бубном", выискивая, чего же не хватает той или иной программе.

-- В DeepStyle эта проблема частично решена. Началось с того, что я работал в одной организации, где приходилось довольно часто устанавливать системы разного назначения. Это были и сервера, и рабочие станции. Чтобы упростить установку, еще в 2004 году в основном дереве пакетов были сделаны специальные тег-файлы для сервера и для рабочей станции. Это позволяет при установке сразу задавать определенные наборы пакетов, характерные для той или иной установки, и не выбирать их по одному. Например, для установки на рабочую станцию не нужны серверные программы, а значит можно исключить по тегам софт, который на рабочей станции, мягко говоря, ни к чему. Или другая сторона. Вот нужна сервере графическая оболочка Х? Маловероятно, а тянет за собой довольно много пакетов.

Однажды довелось устанавливать сервер без иксов, но не все работало так, как ожидалось. Когда начали разбираться, оказалось, что для нормальной установки необходимы некоторые библиотеки, входящие в состав иксов. Но ставить более 300 иксовых пакетов ради нескольких библиотек показалось нерационально, а выбирать по одному из такой кучи — ну как-то не очень хочется. К тому моменту активно использовался итальянский репозиторий Slackware. Одно из преимуществ этого репозитария в том, что к каждому пакету, помимо слакбилда (рецепта сборки) прилагается и файл с расширением .dep. В этом файле содержится полный перечень зависимостей, необходимых этому пакету. Это существенно облегчило задачу и позволило организовать установку только определенных библиотек, необходимых тому или иному пакету. Вычислили, чем пользуются итальянцы: специальный shell-скрипт requiredbuilder, который по завершении сборки пакета (или в любое другое время) выстраивает дерево зависимостей и создает dep-файл.

Нельзя не отметить, что для Slackware довольно давно существует пакет slapt-get. Это нечто похожее на apt-get в Debian. Но, на мой взгляд, это не гибкий инструмент, так как ставит либо все зависимости, либо ни одной. А с учетом особенностей организации слаковских пакетов, это не всегда целесообразно. В итоге в системе появляется много лишнего. Но это еще полбеды. А вот когда при удалении одного пакета в небытие уходит без малого полсистемы — это уже серьезно. Кстати, именно желание сделать Slackware-подобный дистрибутив, но с гибкой системой установки, и при этом традиционной стабильностью, стало одним из "двигателей" для создания DeepStyle.

Давайте посмотрим, как сейчас работает DeepStyle. Сначала устанавливаются родные пакеты Slackware, затем ставятся пакеты DeepStyle, а дальше установщик предлагает нам проверить зависимости. Вы можете отказаться (по умолчанию так и есть), но можно без опаски воспользоваться этой возможностью. После проверки будет предложен список пакетов, которые, по мнению системы, не мешало бы установить. Вы вправе установить все или отключить некоторые пакеты, наличие которых вам ТОЧНО не нужно (если вы АБСОЛЮТНО в этом уверены), либо вовсе ничего не устанавливать. Хотелось бы подчеркнуть, что этот механизм отслеживания зависимостей не является ключевым, и носит чисто рекомендательный характер (типа что-то забыли, так напомнит ;) ).

Еще одна особенность: при установке попакетно ("menu" или "expert") в специальном каталоге /var/log/setup/tagfiles сохраняется ваш выбор в виде готовых tag-файлов. Их можно скормить инсталлятору, и повторить такую же установку, но с гораздо меньшими усилиями.

Кстати, в разделе EXTRA* на зеркалах лежит масса интересных пакетов, которые по тем или иным причинам не вошли в официальную сборку Slackware. Например, там есть загрузчик GRUB. Это для тех, кто считает, что в Slackware этого пакета нет. Он есть, но традиционно продолжает использоваться загрузчик LILO.

-- Александр, а ты не думал в DeepStyle сделать основным загрузчиком GRUB?

-- Дело в том, что это не так-то просто, да и не вижу я в этом смысла. Оказалось, что собрать в Slackware GRUB под чистую 64-битную систему не получается. Только под 32-битную систему. Дело в том, что в других 64-битных дистрибутивах, таких как Red Hat, Debian используется GRUB но со специальными 32-битными библиотеками, которых в штатном репозитории Slackware просто нет. А вот LILO легко собирается под 64-битную систему. Тем не менее, существуют мультилибы, собранные Eric Hameleers, с которыми есть возможность установить GRUB на 64-разрядную систему, но я пока не включаю этот загрузчик в основную сборку DeepStyle, хотя в ветке EXTRA он доступен для всех желающих поэкспериментировать.

-- В последнее время пользовательский интерес к DeepStyle несколько снизился. С чем это связано?

-- Для начала давайте разберемся, кого может заинтересовать Slackware
и соответственно, DeepStyle. Это должен быть человек который, образно говоря, любил в детстве разбирать механические игрушки, чтобы понять как они устроены. Slackware-подобные дистрибутивы дают безграничные возможности для тонкой настройки системы, но это требует ручного вмешательства и понимания процесса. А сегодня подавляющее большинство пользователей предпочитают дистрибутивы, требующие минимального вмешательства в процесс установки и настройки системы. Чаще всего мне приходится слышать: -- "дайте мне такой дистрибутив чтобы я его поставил за один-два клика и в нем сразу было все, что мне может понадобиться". Для таких людей гораздо больше подойдет Ubuntu или нечто подобное.

-- Саша, а ты не думал над тем, чтобы сделать DeepStyle максимально дружественным к пользователю?

-- Давай для начала определимся, что под этим подразумевается?

-- Ну хотя-бы простая, быстрая установка.

-- Я считаю, что в нынешнем своем виде установка DeepStyle довольно проста и логична. Установщик Slackware несколько усовершенствован, добавлено немножко интересных "фишек". Например, был переписал конфигуратор LILO, чтобы он поддерживал наглядную возможность выбора из большого числа разделов. Штатный конфигуратор при количестве разделов более 10-12 допускает это, но набирать имя раздела приходится вслепую. Также добавлена возможность установки по сети через прокси-сервер с авторизацией. Ведь во многих организациях выход в сеть настроен только через прокси, и только с авторизацией.

А вот создавать полностью графический интерфейс для установщика я не считаю необходимым. Признаю, в графическом инсталляторе есть и преимущества. Например, очень удобно, когда в одном окне мы видим список предлагаемых пакетов, а в другом рядом - подробное описание выделенной программы. Но, на мой взгляд, минусы, затраты и потери от такого подхода существенно превысят плюсы.

Во-первых, размер инсталлятора сильно увеличится. Сегодня же можно провести инсталляцию системы с небольшой флешки. Во-вторых, DeepStyle не сильно капризничает на старых, маломощную машинах. Поэтому, если только на запуск установщика нужно не меньше 256 мегабайт оперативной памяти, меня такое решение не устраивает.

-- Аргументы веские. А почему бы не предложить на выбор два варианта установки -- текстовый и графический? И пусть пользователь сам выбирает путь, в зависимости от своих пристрастий и конфигурации компьютера.

-- Идея хорошая, но здесь есть чисто человеческий фактор. Мне одному это сейчас не потянуть. В последнее время я практически в одиночку поддерживаю DeepStyle, и довожу до ума следующий релиз. Хотя еще пару лет назад была небольшая команда энтузиастов. Кстати, Сергей, собранные тобой русские manpages до сих пор устанавливаются вместе с системой.

-- Сейчас на официальном сайте проекта (http://deepstyle.org.ua/) можно скачать версию DeepStyle-4.0 RC3. Когда можно ожидать окончательный релиз DeepStyle-4.0?

-- Сейчас уже практически готов DeepStyle-4.0 RC4. Назвать точную дату выхода окончательного релиза версии 4.0 я пока не могу. Есть две причины. Первая - это небольшие недоработки в локализации программ и документации. Вторая — крайне малое количество отзывов пользователей на предыдущие релиз-кандидаты. Хочу отметить, что меня четвертый релиз-кандидат полностью устраивает. На этой системе сегодня работает одна из организаций, -- от рабочих станций до серверов. Причем работает довольно стабильно. Но я должен быть уверен на 100%, что и у других пользователей нет проблем. А для этого мне нужно достаточное количество пользовательских отзывов.

-- Так может просто нет проблем?

-- Маловероятно. Нужен свежий взгляд на систему — тогда и недоработки проявятся ;).

-- С переходом Slackware на KDE 4.x этот дистрибутив уже трудно назвать ориентированным на маломощные компьютеры. При этом DeepStyle всегда позиционировался именно как система для "старых коней". Как это несоответствие решается?

-- А никто не заставляет устанавливать KDE. В Slackware и DeepStyle есть много других оконных менеджеров: Xfce, WindowMaker, BlackBox, FluxBox, AfterStep, IceWM, openbox, LXDE. Замечу, что AfterStep, IceWM, openbox, LXDE в Slackware нет. LXDE - одна из самых свежих сборок. То же касается и других программ. Я стараюсь собирать в DeepStyle самые последние стабильные релизы программ, если это не сказывается на общей стабильности дистрибутива.

Кстати, в DeepStyle есть поддержка NFS 4 прямо из коробки. В Slackware этого нет. Хочу еще раз подчеркнуть, что я стремлюсь учитывать пожелания пользователей, особенно тех, кто не имеет мощных компьютеров. Рецепт DeepStyle предельно прост -- делается дистрибутив для себя и все должно быть просто, легко и надежно. Я сам работаю исключительно в DeepStyle и поэтому предлагаю людям только то, что собрал и проверил лично.

-- Саша, ты общаешься с Патриком Фолькердингом?

-- В последнее время редко. Хотя, был период, в начале 2000-х годов когда Патрик отвечал на каждое письмо и рассказывал, как лучше решить возникающие проблемы. Хочу отметить, что я очень уважаю Патрика. Часто замечал, что он смотрит на несколько шагов вперед, и некоторые его решения, которые поначалу кажутся странными, затем оказываются абсолютно оправданными. Поэтому я привык доверять Патрику. Кстати, мне также очень импонирует уважительное отношение Патрика к создателям программ, входящих в Slackware — патчей накладывается минимум, только самые необходимые. Сам себя он иногда называет "доброжелательным диктатором", так как твердо держит линию развития дистрибутива, не ущемляя при этом ничьих прав и интересов.

-- Slackware это древнейший дистрибутив. Видимо поэтому иногда можно слышать мнение, особенно среди молодежи, что это уже "вчерашний день". Ты можешь с этим согласится?

-- Действительно Slackware - один из первых дистрибутивов Linux. Он родился в 1993 году. За это время сотни дистрибутивов успели появиться и исчезнуть, а Slackware жив и развивается. Для меня Slackware -- это держатель лучших традиций Linux. А говорить о том, что Slackware -- это "старье", могут только люди, не опирающиеся на традиции. Но как известно, дом на песке не построишь, а Slackware имеет очень прочный фундамент в лице многотысячного сообщества и богатой истории.

-- Саша, а откуда появился твой легендарный ник "Старик Хоттабыч"?

-- В 90-х годах людей, общающихся с компьютером "на ты", было не так уж много. На сленге их называли шаманами. И действительно, тогда многие считали искусство работы с компьютером чем-то сродни волшебству. А учитывая мою бороду, в сети, среди программистов и первых украинских линуксоидов за мной закрепился ник "Старик Хоттабыч". Так и пошло.

Не могу не выразить благодарность Lafox.net, всей команде DeepStyle, активным тестерам системы, отдельная благодарность Павлу Марьянову за великолепные переводы, и Роману Дайнеко, который до сих пор предоставляет хостинг для проекта.

Ребят, без вас DeepStyle не состоялся бы.

P.S. Если вам интересно попробовать DeepStyle, то найти его можно найти на официальном сайте http://deepstyle.org.ua/.
Свежие (и не очень ;) ) сборки можно найти тут: ftp://download.deepstyle.org.ua/ .
Высказать свое мнение и получить ответ на любой вопрос от старика Хоттабыча можно по адресу: old.hottab@gmail.com.

среда, 29 декабря 2010 г.

Россия утвердила план перехода госорганов на Linux

Сдается мне, что Россия, в отличии от Украины, таки движется по направлению к переходу на свободное программное обеспечение. Это подтверждает тот факт, что Владимир Путин подписал "План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения". Этот документ рассчитан на период с 2011 до 2015 года.

Как заявил заместитель председателя Минкомсвязи Илья Массух, уже к III кварталу 2011 года должны быть утверждены спецификации форматов данных, которые будут поддерживаться свободным ПО. До этого же момента, по плану, будут разработаны изменения в инструкции по учету нематериальных активов. Этот пункт программы должен решить набившую оскомину проблему бухгалтерского учета как бесплатного проприетарного, так и свободного ПО, не имеющих собственной стоимости.

А вот во II квартале 2012 года начнутся испытания базового пакета СПО в пилотных учреждениях. А полное внедрение пакета свободного ПО в органах власти и бюджетных организациях должно быть завершено к III кварталу 2014 года.

но это еще не все. Согласно плану перехода будет создан национальный репозиторий свободного ПО. Создать его нужно до II квартала 2012 года. А вот кто и как будет создавать этот репозиторий пока точно не известно. Илья Массух признался, что организация по созданию репозитория будет выбран либо постановлением правительства, либо в ходе проведения конкурса. Насколько я знаю, старейшим репозиторием СПО в России является Sisyphus, управляемый ребятами из "Альт Линукс". Мне кажется, что логично было бы взять за основу их пакетную базу.

В общем решение правильное и важное, давно назревшее. Это как кабель nym для стационарного монтажа электропитания. Заложив правильно такой кабель потом можно создавать развернутую систему и наращивать мощность.

суббота, 25 декабря 2010 г.

SUSE и openSUSE продолжат существовать и развиваться

Я уже рассказывал о том, что компания Novell поглощается компанией Attachmate. Естественно, что всех пользователей дистрибутивов семейства SUSE беспокоит их судьба. Меня в том числе. Хотя, на днях я окончательно съехал с openSUSE, установив на новую, выданную мне рабочую машину Ubuntu 10.10. Таким образом все три моих компьютера завязаны на Ubuntu и синхронизированы между собой. Но это я отвлекся.

О дальнейшей судьбе проекта SUSE менеджер по взаимодействию с сообществом openSUSE Джос Пуртвлет спросил в интервью у руководителя компании Attachmate Джеффа Хоуна. Почитать его полностью на английском можно здесь.

Джефф Хоун заявил, что Attachmate ценит проект openSUSE, вклад сообщества в развитие бизнеса SUSE Linux и приносимую сообществом пользу для клиентов SUSE. Несмотря на то, что у компании нет опыта развития OpenSource-проектов, она считает, что у данного направления большие перспективы, поэтому продолжит начинания Novell по продвижению решений на базе открытой платформы.

При этом разработка дистрибутива SUSE будет передана отдельному подразделению компании и станет относительно независимым проектом. Более того, отдел SUSE объединит в себе все ресурсы, интеллектуальную собственность, персонал и инфраструктуру для формирования и распространения продукта. То есть существенных перемен в жизни разработчиков не предвидится.

При этом Attachmateбудет стремиться превратить разработку SUSE в высокоэффективный бизнес, с целью поддержания независимого сообщества openSUSE. Естественно, что Attachmate намерена оставить бренд SUSE.

Джос Пуртвлет подтвердил, что компания продолжит поддержку и финансирование проекта openSUSE, но увеличатся или уменьшатся инвестиции до завершении интеграции сказать трудно. Также пока не принято решение по высказанному представителями сообщества предложению об учреждении отдельного некоммерческого фонда для курирования разработки openSUSE. Компания Attachmate заинтересована в проекте openSUSE и не намерена его закрывать или прекращать финансирование, считая его очень важной частью связанного с SUSE бизнеса. После завершения интеграции структур Novell компания надеется на продолжение тесного сотрудничества с сообществом, в рамках которого все возможные изменения будут совместно обсуждаться, после чего сообща будут приниматься решения, что и как можно улучшить, а что нужно изменить.

На вопрос о сделке с консорциумом CPTN Holdings LLC, контролируемsv компаниями Microsoft, Apple, EMC и Oracle, руководитель Attachmate сообщил, что пока не может сообщить детали о передаваемых 882 патентах, но среди них нет активов, связанных с имущественными правами на Unix. Все имущественные права на Unix останутся в руках бизнес-подразделения Novell. Все необходимые для развития проектов SUSE и openSUSE технологии, права и интеллектуальная собственность также остается в руках Attachmate.



Медицинские технологии достигли небывалого уровня. Сегодня даже имплантация зубов стала доступна фактически любому пациенту. Такую операцию выполняют во многих стоматологических клиниках.

вторник, 21 декабря 2010 г.

Конвертируем закрытое мультимедиа в открытое

Если вы читаете этот блог, то наверняка знаете, что Linux имеет богатейший инструментарий для решения практически всех пользовательских задач. Более того, в отличии от винды, вы получаете не голую операционную систему, а весь комплекс программ, которыми можно легко и гибко управлять, добавляя или удаляя определенные пакеты.

Но многие файлы, с которыми нам приходится работать, распространяются в закрытых форматах. В Linux есть возможность безболезненно их редактировать и запускать, но как-то это "не кашерно". Особенно когда речь идет о медиаконтенте. Для идейной чистоты вы можете легко провести конвертацию.

Именно об этом рассказывается в статье "3 Media Conversion Apps That Will Make You a True Believer", перевод которой под названием "Три приложения, преобразующие мультимедийные файлы в открытые форматы" сделал Н.Ромоданов.


среда, 15 декабря 2010 г.

Ричард Столлман считает что ChromeOS несет угрозу

В последнее время я все чаще натыкаюсь на информацию связанную с ChromeOS. Это весьма любопытная "облачная" операционная система основанная на Linux. Но по мере ее развития появляется немало противников переноса информации "на облака". В частности, легендарный Ричард Столлман в своем интервью газете Guardian утверждает, что компании Google своей ChromeOS подталкивает людей к "беспечным вычислениям" (careless computing), заставляя их хранить свои данные и информацию в облаке, а не на машинах, непосредственно контролируемых людьми, которым принадлежит эта информация.

Ещё два года назад Столлман говорил о том, что чрезмерное увлечение использованием облачных вычислений ещё хуже, чем глупость, потому что обозначает потерю данных. Теперь Столлмана ещё больше тревожит предстоящий выход ChromeOS, разработанной с упором на минимальное хранение локальных данных в пользу облака серверов с неизвестным местоположением. Столлман указывает, что существует риск потери законных прав на данные, хранящиеся в облаке: "чтобы получить доступ к вашим локальным данным, полиция обязана предъявить ордер на обыск; но если данные хранятся на сервере какой-то компании, полиция получит их, не предъявляя никаких документов. Они даже могут не предъявлять ордер представителям компании".

Столлман считает, что маркетингу нравятся облачные вычисления потому, что за этим не стоит какого-либо конкретного смысла. Смысл этого термина - не какая-то сущность, а подход. "Пусть Том, Дик и Гарри хранят ваши данные, пусть Том, Дик и Гарри производят ваши вычисления за вас (и контролируют их). Возможно, понятие "беспечные вычисления" подойдёт здесь лучше". Пусть правительство США поощряет людей к хранения информации в облаке, где правительство США может получить информацию, не предъявляя никаких бумаг. Но пока многие из нас будут продолжать держать под контролем свои данные и информацию, у нас есть для этого возможности. И лучше нам так и делать, иначе эта возможность может и исчезнуть".

Подконтрольность провайдеров облачных вычислений находится в центре внимания в последние две недели в связи с прекращением обслуживания компанией Amazon ресурса Wikileaks на своем облачном сервисе EC2 под предлогом того, что были нарушены условия договора и без предоставления посредника для урегулирования конфликта.

Единственным плюсом, который Столлман видит в операционной системе ChromeOS, является её истоки GNU/Linux. "В сущности, ChromeOS - это операционная система GNU/Linux, но предоставляемая без привычных приложений и сконструированная так, чтобы препятствовать и не поощрять установку приложений. Я бы сказал, что проблема в сущности той деятельности, для которой разработана ChromeOS, а именно - поощрение хранения данных в неопределённом месте, вместо работы на локальном компьютере".

Кстати, установив wifi роутер для дома вы получите беспроводной интернет по всей квартире. Я пользуюсь и очень доволен.

пятница, 10 декабря 2010 г.

Хвостатой исполнилось 42 года!

Вот, блин! Чуть не пропустил знаменательную дату. Ну ничего, сегодня пятница, а значит будет повод выпить за вчерашний праздник по полной программе :). А вчера, 9 декабря, но 1968 года американский учёный Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института представил первую в мире компьютерную мышь. Кстати, мы с ней почти ровесники :).

Правда первая мышь не особо походила на современных грызунов. Это был деревянный куб на колесиках с одной кнопкой. Своим именем компьютерная мышь обязана проводу – он напоминал изобретателю хвост настоящей мыши.

Первую мышь собрал инженер Билл Инглиш, а программы для демонстрации возможностей написал Джефф Рулифсон. Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево.

Позже идеей Энгельбарта заинтересовалась компания Xerox. Ее исследователи изменили конструкцию мыши, и она стала похожа на современную. В начале 1970-х компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера. Она имела три кнопки, вместо дисков шарик и ролики, а стоила 400 долларов!

В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную модель однокнопочной мыши для компьютера Lisa, стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую популярность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC.

Сегодня существует два вида компьютерных мышей: механические и оптические. Последние лишены механических элементов, а для отслеживания передвижения манипулятора относительно поверхности используют оптические датчики.

В конце 1990-х годов компания Sun Microsystems представила первую лазерную мышь. Она отличается более высокой точностью работы и низким энергопотреблением. Массовое производство лазерных мышей началось в 2004 году.

Последней новинкой техники стали беспроводные мыши. Изначально для них каждый производитель разрабатывал свой собственный метод передачи сигнала. Однако впоследствии для связи стало всё более широко применяться Bluetooth-соединение, что позволило избавиться от приёмного устройства, так как некоторые компьютеры (особенно ноутбуки) уже оснащены Bluetooth-адаптером.

Кстати, согласитесь, что и регистрация доменов гораздо удобнее в вэб-интерфейсе. Я вообще, с трудом представляю как ходить в Интернет не используя мышь. Хотя, в Linux есть прекрасные браузеры работающие в консоли, но это уже не так удобно. Да и куча медиаконтента не будет отображаться.

вторник, 7 декабря 2010 г.

Что альфа-версиия Ubuntu 11.04 нам готовит

Лично меня несколько разочаровала недавняя Ubuntu 10.10. Дистрибутив вышел глючноватый, сыроватый, и не нес в себе никаких кардинальных перемен. Поэтому я даже не стал обновлять свой домашний Ubuntu 10.04. А вот следующий релиз может оказаться гораздо интереснее. Вчера вышла первая альфа-версия Ubuntu 11.04 "Natty Narwhal" позволяющая судить о готовящихся изменениях.

Начну с того, что в этой альфе проведена синхронизация пакетной базы с Debian Unstable. Если любопытно, то iso-образ альфа-версией Ubuntu 11.04 качаем отсюда. Но учтите, что эта система еще очень глючная и имеет массу ошибок. Собственно, альфа-версия и выпущена, чтобы отловить эти баги. И еще нюанас. Как то так сложилось, что iso-образ занимает больше обычного CD, а именно 716 Мб. Поэтому записать на болванку его будет проблематично. Советую энтузиастов, решивших таки потестировать Ubuntu 11.04, записывать образ на USB Flash накопитель, а еще лучше тестируйте в виртуальной машине. Это уж точно безопаснее всего :). Хотя, это онлайн рулетка - не знаешь выиграешь или завалишь машину напрочь. Дел в удаче и железе.



Ну давайте заглянем под капот Ubuntu 11.04 alpha 1:

* Наконец-то, после долгих обещаний, в качестве десктоп-окружения по умолчанию использовано окружение Unity. Я лично не в восторге от этой идеи. Ведь разработка Unity еще далека до завершения, и имеет массу багов. К счастью менеджере входа в систему gdm разработчики дали возможность выбрать одну из двух сессий: Ubuntu Desktop на базе Unity и Ubuntu Classic не базе классической панели GNOME. Учтите, что второй вариант пока более предпочтителен и безопасен. так как классический режим поддерживает все видеокарты и может работать с любым видеодрайвером, а вот для работы Unity обязательно наличие современных 3D-драйверов.

* Тем не менее уже интегрирован новый Unity Launcher, предназначенный для запуска приложений и переключения между активными задачами. В Launcher реализовано контекстное меню со списками быстрого вызова и добавлена возможность автоматического скрытия с экрана, но еще не готова функция группировки запускаемых приложений "Places".

* Меня напрягла новость, что переработан апплет NetworkManager, предназначенный для настройки сети. Он переведен на использование фреймворка для генерации индикаторов AppIndicator. И главное, - классические панельные GNOME-апплеты более не поддерживаются!!!! Вы сможете использовать только новую систему индикаторов Ubuntu;

* В рамках проекта Xubuntu ведется работа по переходу на десктоп-окружение Xfce 4.8, в настоящее время уже заменены компоненты xfce4-notifyd, xfce4-appfinder, xfwm4, ristretto, xfce4-dev-tools и xfce4-volumed. Хочу отметить, что для обеспечения совместимости с Xfce 4.8 сборка Xubuntu продолжит использовать GTK2 и не перейдет на GTK3;

В общем в релизе 11.04 таки будут серьезные изменения.

четверг, 2 декабря 2010 г.

Встречайте LeechCraft 0.4.0


Вчера обновилась любопытнейшая программа, представляющая собой бесплатный кроссплатформенный модульный интернет-клиент с открытым исходным кодом. Называется программа LeechCraft 0.4.0. LeechCraft позволяет просматривать веб-страницы, читать ленты новостей, скачивать файлы через BitTorrent, FTP, HTTP, автоматически скачивать и проигрывать подкасты (и други медиа-файлы) или слушать их прямо из Интернета, а также многое другое. Учтите, что благодаря модульности, можно не устанавливать те части LeechCraft, которые вам не нужны.

По словам разработчиков версия 0.4 стала большим шагом вперед по сравнению с версией 0.3,. Изменены код и архитектура, а также пользовательский интерфейс. Были добавлены новые плагины, такие как Qrosp для поддержки скриптинга или LackMan — пакетный менеджер. Также появилось множество других, более мелких плагинов. Также произошли сотни изменений, исправлений и улучшений в уже существующих модулях. LeechCraft работает под Microsoft Windows, Linux, некоторыми другими UNIX-подобными системами и Mac OS X. Приятно, что LeechCraft не содержит spyware и рекламы, но если вас интересует биржа баннерной рекламы, то вам по ссылке. Исходный код LeechCraft бесплатно доступен по лицензии GNU General Public License версии 3.

LeechCraft 0.4.0 уже упакован для Ubuntu 10.04 и 10.10 и доступен в PPA ppa:0xd34df00d/leechcraft. Также есть ебилды в оверлее rion для Gentoo, PKGBUILD'ы для Arch Linux. Даже виндусятников не забыли. Разработчики настоятельно просят пользователей, установивших программу,сообщать о найденных ошибках и высказвыть свои пожелания и замечания. Связаться с разработчиками можно в Jabber-конференции leechcraft@conference.jabber.ru или написать письмо на leechcraft-users@lists.sourceforge.net.