суббота, 8 ноября 2008 г.

Обзор Mandriva 2009 Free

Обзор Mandriva 2009 Free | GNU/Linux ХМАО-Югра

Автор Нурулин Андрей (C) anurulin(@)gmail(.)com для проекта GNU/Linux ХМАО-Югра

Вот и вышла новая версия этого замечательного дистрибутива. Пользуюсь ли я Mandriva? Нет. Тем не менее это одно из интереснейших явлений мира Linux. Летом я писал обзор Mandriva 2008 PowerPack, почему в этот раз Free? Дело в том, что этот дистрибутив демократичнее.

Как обычно, мое знакомство с новой системой проходило в несколько этапов: установка, предварительная настройка, обновление, развертывание программного обеспечения, тесты. Но обо всем по порядку.

Установка

Трудно ли установить Mandriva? Нисколько!

Хотя на мой взгляд, установщик не самая сильная сторона Mandriva. Интерфейс версии 2009 Free аскетический, но к функционалу это не относится. Во время установки возможно скорректировать практически все, при этом, не владея знаниями эксперта, достаточно просто продвигаться по кнопке «Далее». У меня такая установка прошла отлично, что дает уверенность, что любой новичок справился бы наверняка.

После загрузки с DVD нажмите «F2» и вас встретит диалог выбора языка установки.

setup_1.jpg

Далее следуют вполне ожидаемые вопросы касающиеся выбора дополнительных языков, раскладки клавиатуры и разметка диска.

Разметка диска, это тривиальная и одновременно опасная задача. Опасна она при неквалифицированных действиях, можно потерять данные. Если вы соберетесь устанавливать операционную систему самостоятельно, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Лично я предпочел ручную разметку диска. Благо, понимая что делаешь, автоматы не нужны.

setup_2.jpg

Дело в том, что Linux имеет важное преимущество над многими другими системами. Это возможность выбирать назначение разделов диска еще на этапе установки.

Вот что получилось у меня.

setup_3.jpg

Под свой домашний каталог я выбрал большую часть своего диска.

Стоит отметить, что когда вы производите манипуляции с дисковыми разделами, все операции выполняются в этот же момент. Система предупреждает что при форматировании диска данные могут быть потеряны, и как только вы согласитесь, операция будет выполнена, поэтому не делайте никаких необдуманных шагов на этом этапе.

Очень удобной мне показалась возможность скопировать установочные файлы на жесткий диск уже во время установки.

setup_4.jpg

Последнее нажатие «Далее» и еще минут 30, система установлена. Диск более не нужен, его можно дать другу, а скопированные файлы программ сильно сокращают время установки дополнительного ПО.

Можно пользоваться. Стоит отметить, что новенький дистрибутив включает одно из последних версий ядра (kernel2.6.27rc8 на момент установки 5 ноября 2008, но уже 6 ноября версия ядра была обновлена до 2.6.27.4), а значит и наиболее полную поддержку нового оборудования, OpenOffice.org 3.0 (с поддержкой всех популярных форматов документов включая и форматы MS Office 2007). О том, что еще интересного было замечено мной в версиях компонентов я расскажу далее.

root_login_1.jpg

Предварительная настройка

Этот пункт можно было и не включать, но лично меня удивило что после установки доступа к Интернет не было.

«Нужно наведаться в центр управления» - подумалось мне. Значок центра расположен на верхней панели.

desctop_2.jpg

Вот оно дружелюбие Mandriva. Все пользовательские настройки можно выполнить через функциональную и надежную централизованную систему.

Все сетевые устройства выключены по умолчанию. Поэтому даже соединение через сетевую карту нужно включать. Очень предусмотрительно, на мой взгляд. Меня интересовало меню «Настройка нового сетевого интерфейса...».

new_net_connection_3.jpg

На рисунке абсолютно очевидны сетевые возможности Mandriva 2009 Free. Сеть настроена, а за одно удалось рассмотреть новый «Центр управления».

Что же, нужно сказать несколько слов о дизайне. Цветовая схема отлично продумана, подчеркнутые элементы управления на фоне мягких тонов доступных схем оформления. Создается впечатление работы с чем то гармоничным. Даже коммерческие ОС зачастую имеют перегруженные интерактивными элементами панели управления.

Пора заканчивать с этапами предварительной настройки, и приступать к тестам! На момент настройки сети, с момента загрузки с DVD прошло примерно 40 минут. Я постепенно начал работу над этим текстом, и проверил свою почту. Пожалуй для офиса здесь уже все готово.

Обновление

Обновление системы, возможно и не самый важный этап, но я все же никому не рекомендую отказываться от первых обновлений (а ведь системе менее месяца) и уж тем более от обновлений безопасности.

Вернемся в «Центр управления» и перейдем в раздел «Управление программами».

Необходимо настроить источники программного обеспечения, для этого воспользуемся пунктом меню «Настройка источников установки/обновления ПО». Оказалось, что в списке присутствуют лишь локальные файлы, те самые, что были скопированы во время установки. Чтобы расширить этот список нажмем кнопку «Добавить». На вопрос какие именно источники добавлять укажите «Полный набор источников».

На этом этапе возникла первая и единственная проблема. Некоторое время мне было абсолютно не понятно почему при добавлении источников выдаются ошибки. Виной всему скорее всего было мое медленное сетевое соединение (128 кбит/с). В общем после сообщения об ошибке мне предстал такой список.

added_app_souces_4.jpg

На самом деле, не хватало всего двух источников Contrib (Official2009) и Contrib Updates (Official2009). Остальные источники, не отмеченные галочкой в списке, предназначены для желающих принять участие в разработке и тестировании Mandriva, установка программ из них является рискованной (экспертной).

В источнике Contrib находятся многие закрытые драйверы и другое закрытое или запатентованное программное обеспечение.

Я попробовал обновиться из имеющихся источников, но некоторые пакеты закачать не удалось. Было понятно, что что-то не так.

Решение оказалось изящным, и надеюсь это поможет кому-либо еще. Выбирая источник в списке, справа становится активной кнопка «Редактировать». Она отрывает небольшое меню, в котором, оказывается, можно выбирать менеджер закачки для каждого источника отдельно. Уже привычный по Ubuntu, мною был выбран wget.

app_sources_edit_5.jpg

Я изменил это значение во всех источниках, исключая локальные файлы и экспериментальные источники. Проставив галочки напротив Contrib (Official2009) и Contrib Updates (Official2009) в колонке «Включено», я успешно получил данные этих источников.

Теперь окно списка источников можно закрывать. В разделе «Управление программами» центра управления перейдем в «Обновление системы». После выполнение инициализации, я получил сравнительно короткий список обновлений служебных программ.

Зато второе обновление уже было значительным.

second_update_list_6.jpg

Теперь Mandriva 2009 Free готова к «употреблению». Ура! На этот момент прошло примерно 60 минут. Довольно много, но должен признать, не очень я и тороплюсь. Пока закачивались обновления, я дописал этот абзац.

Развертывание программного обеспечения

Установив обновления и перезагрузив компьютер (предлагать перезагрузку после обновлений системных компонентов Mandriva так и не научилась), был приятно удивлен скоростью загрузки.

Пожалуй, многое уже установлено. Для интереса, попробовал установить Blender (2.47) и более полезный для меня Ufraw (0.13), оказалось что эти программы есть в источниках на локальном диске.

Перейдя в раздел оборудование (центр управления), в меню «Настройка графического сервера». Мне удалось в один клик установить последние (177) драйверы NVIDIA. Тут-то и пригодились правильно настроенные источники обновления. Система из локального источника установила компилятор и заголовки ядра (если вы не искушены, незнание этих терминов не повлияет на ваше знакомство с этой системой), а из Интернет скачала свежие модули драйвера. В общем на это ушло еще 15 минут.

Да, к стати, моя nVidia GF8800GTX в окружении параметров Mandriva называется «GeForce 6100 или старше». Это нормально, на версию драйверов и адекватность работы адаптера это не влияет.

xorg_config_gui_7.jpg

Через меню программного обеспечения я обнаружил доступными многие программы, такие как web и sql серверы, но как вы уже поняли, я интересуюсь Mandriva (на этот раз) как настольной системой. Я установил Wine, была доступна версия 1.1.4.

В качестве обозревателя Интернет по умолчанию в Gnome версии установлен Firefox 3.0.3. Так же с официального сайта я установил проприетарную Opera 9.62, которая предназначалась, правда, для Mandriva 2008.1.

Видимо, поскольку я использую версию Free, установить проприетарный flash плагин от Adobe мне не удалось, хотя Firefox предложил установить его. Мне даже показалось смешным такое обстоятельство дел. В меню центра управления «Установка и удаление программ» в строку поиска я написал gnash. Gnash — отличный плеер flash и плагин для многих обозревателей. Если вспомнить опыт Ubuntu, то этот плагин работал стабильнее Abobe. Оказалось, что gnash-firefox-plugin не имеет нужной сборки. Думаю разработчики обратят на это внимание, и исправят ситуацию.

Поскольку я собирался попробовать установку и другого плгина я написал Swfdec. Это еще один из проигрывателей. Его фирменная изюминка — умение ждать команды пользователя до начала проигрывания flash ролика. Думаю это особенно удобно с медленным соединением. Эту особенность можно отключать через меню по правой кнопке мыши. И так модуль swfdec-mozilla установился. Потребовалось перезапустить обозреватель (я продолжал работать в Firefox) и страницы украшенные модной и уже открытой технологией преобразились.

swfdec_flash_8.jpg

Подобная ситуация и с кодеками для звука. Но могу сказать что mp3 у меня заиграл после предложения системы установить нужные компоненты. Проигрываться отказалось и DVD. После установки SMPlayer, DVD заработало.

Для тех кто не искушен, подобные неудобства пользователям свободных операционных систем причиняются владельцами патентов. Другое дело, что патенты на алгоритмы в нашей стране не признаются, поэтому всегда можно взять свободную реализацию запатентованного алгоритма и законно использовать ее на территории Российской Федерации.

В общем это одно из основных отличий версии PowerPack и Free, так как из поставки бесплатной версии исключены запатентованные программы.

На установку кодеков ушло еще 4 минуты.

Тесты

Интересно, что до включения Compiz фиктивный тест glxgears выдавал значительно большее число кадров:

36650 frames in 5.0 seconds = 7329.972 FPS
35574 frames in 5.0 seconds = 7114.783 FPS
35678 frames in 5.0 seconds = 7135.590 FPS
36624 frames in 5.0 seconds = 7302.188 FPS

После включения Compiz, результаты снизились вдвое.

15697 frames in 5.0 seconds = 3139.357 FPS
15954 frames in 5.0 seconds = 3175.811 FPS
16027 frames in 5.0 seconds = 3205.390 FPS
13534 frames in 5.0 seconds = 2706.771 FPS

На мой взгляд это объясняется значительной нагрузкой на графическую систему эффектами рабочего стола по умолчанию. Несомненно это можно исправить отключением некоторых эффектов, но считаю, что не стоит сильно утруждаться. В полноэкранных приложениях производительность тестов оказалась неожиданно высокой.

Увидеть почти 16000 попугаев в 3DMark2003 я уже отчаялся со времен Ubuntu 7.10 и Wine 0.9.58.

3DMark2003.jpg

Кто-либо захочет сказать что есть и родные тесты для Linux, но им придется согласится, что огромное число игр работающих здесь, чужеродны.

«Родной» Lightsmark 2008 я не мог не запустить. Не обессудьте из за отсутствия изображений, познакомится с это системой можно тут:

http://www.oslinux.ru/node/167

А вот результат, последняя строка среднее число кадров:

[weare@localhost pc-linux32]$ ./backend 1680x1050
This is Lightsmark 2008 [Linux 32bit] log. Check it if benchmark doesn't work properly.
Penumbra quality: 8/8 on GeForce 8800 GTX/PCI/SSE2/3DNOW!.
Loading Lightsmark2008.cfg...
Loading objects/I_Robot_female_HD.3DS...
Loading scenes/wop_padattic/wop_padatticBB.ani...
Detection quality: auto->high.
Loading scene scenes/wop_padattic/wop_padatticBB.bsp...
Finished, average fps = 375.82.

Тесты производительности 3D драйверов система выдержала блестяще.

Эксперименты с работой 3D эффектов я провел с целью проверить все ли работает, и действительно, то что я проверил работало отлично.

Итоги

Подводя итоги этого краткого обзора, целью которого было выяснить подходит ли мне Mandriva 2009 Free должен сказать, что многое проверить не успел, а вот желания возвращать порядок загрузки на жесткий диск с Ubuntu пока нет.

Показалось, что пока локализация не дотягивает до версии 2008 PowerPack, но в принципе в сравнении с другими дистрибутивами очень не плохо. Чтобы не быть голословным, описание программ в каталоге в 90% случаев на английском, но для меня это меню никогда не было полезным.

Стоит ли приобретать поддержку вместе с PowerPack? Безусловно да, если вы деловой человек, и хотели бы работать имея уверенность.

В целом впечатление от свободной версии очень хорошее. Недостатки с локализацией присутствуют во всех интернациональных дистрибутивах, так же во всех интернациональных дистрибутивах по умолчанию исключены запатентованные программы. Репозитории программ довольно обширны, и по сути все что мне было нужно я установил в ходе этого обзора.

Пожалуй, вот что, пока система установлена на моем диске, спросите лучше меня о чем-нибудь по этой теме.

Автор Нурулин Андрей (C) anurulin(@)gmail(.)com для проекта GNU/Linux ХМАО-Югра

1 комментарий:

Unknown комментирует...

паршивая операционная система всё что написано про установку обман не устанавливается даже с образа iso записанногот на болванку по ссылкам