Сергей ЯРЕМЧУК | N 41 (420) 05.10.2006 |
В прошлой статье мы разобрались, что нужно для того чтобы снять запись с цифровой видеокамеры, подготовили и настроили необходимые программы. Теперь перейдем к этапу перезаписи видео с пленки видеокамеры на жесткий диск компьютера. Дабы поддержать традицию, я опять использовал дистрибутив Kubuntu, но почти все нижесказанное актуально и для других дистрибутивов GNU/Linux.
Добро пожаловать в Kino
Наиболее удобный инструмент, позволяющий захватить видео в Linux — это нелинейный видеоредактор Kino (www.kinodv.org). Он отлично взаимодействует с IEEE-1394, позволяя захватывать записанное видео, управлять видеокамерой и при необходимости записывать информацию обратно на пленку. Захваченное видео может быть переписано на жесткий диск в «сыром» виде (RawDV), а также в AVI и в обоих типах DV — 1 и 2 (с отдельным аудиопотоком). Простой и понятный, не перегруженный интерфейс позволяет одновременно редактировать несколько клипов, сохраняя историю правок в XML-файл. Интересно, что большинство команд редактирования и навигации эквивалентны популярному в среде Unix текстовому редактору vi. Экспорт полученного видео возможен практически во все популярные сегодня видео- (DV over IEEE 1394, RawDV, AVI, MPEG 1 и 2, MPEG–4, Ogg Theora и Flash Video) и аудиоформаты (WAV, MP3, Ogg Vorbis). Кроме того, фильм можно разложить по кадрам — изображения при этом могут сохраняться в файлах форматов PPM, JPEG, PNG, TIFF, GIF, BMP и TGA. Экспериментальный модуль FX дает возможность режиссеру применить в фильме некоторые эффекты.
Пора ставить
Kino построен на «гномьих» библиотеках, вероятно поэтому в Kubuntu он по умолчанию не устанавливается, а вот пользователь Ubuntu и Edubuntu найдет Kino во вкладке Мультимедиа. Естественно, Kino есть в репозитарии, поэтому установить его проще простого:
Смотрим, что у нас есть:
Следует учесть, что kino-timfx и kino-dvtitler уже включены в последние версии kino, поэтому устанавливать их нет необходимости, тем более что отважившийся на подобный шаг все равно получит сообщение об ошибке. К сожалению, в репозитарии находится не самая последняя версия kino 0.8.0 — на момент написания статьи была доступна уже версия 0.9.2. Особых отличий они не имеют, поэтому если все работает нормально, собирать самому Kino, наверное, не стоит. Итак, устанавливаем:
Не удивляйтесь, что при этом apt потащит за собой еще с добрый десяток библиотек и утилит. Вся мощь apt видна как раз при таких установках. Вам не надо беспокоиться о зависимостях и тем более искать все необходимое по всему Интернету.
Знакомимся с настройками
Подключаем видеокамеру к компьютеру и запускаем программу, введя kino в консоли, (либо через меню К > Multimedia > Kino). В появившемся окне выбираем Edit > Preferences. Для начала заходим во вкладку IEEE 1394 ( рис. 1) и смотрим, определилось ли устройство (о том, как все настроить, рассказано в предыдущей статье).
Если все нормально, то стоит пройти все вкладки, чтобы познакомиться с возможными параметрами. В Defaults в списке выбираем систему цветности (PAL или NTSC), Audio позволяет задать частоту дискретизации звука (32, 44.1 и 48кГц), наконец, Aspect Ratio — формат изображения (4:3 или 16:9). В документации по Kino сказано, что рекомендуемым параметром Audio приняты 48 кГц, но если звук записан с помощью встроенного микрофона видеокамеры, вы вряд ли при перегонке получите супер-пупер-качество, потому решайте сами, стоит ли придерживаться этого совета. Во вкладке Capture ( рис. 2) настраиваются параметры захвата отснятого материала. В поле File указывается имя файла и выбирается каталог, в который будет записываться полученный материал, в File Type выбирается тип файла, в котором будет запечатлено захваченное видео.
Наиболее универсальными вариантами являются DV2 и RawDV, так как они поддерживаются большинством видеоредакторов, в то время как многие видеопроигрыватели как в Linux, так и в Windows некорректно воспроизводят DV1 (впрочем, если цель захвата — дальнейшая обработка в Kino, то DV1 будет в самый раз, так как он занимает несколько меньше места). Режим OpenDML предназначен для записи очень больших файлов и включается только при использовании DV2. Если активировать опцию Auto Split Files, каждый раз, когда Kino обнаружит новую сцену, для нее будет создан отдельный файл. При установке Put Timestamp In File Name к имени файла будет добавлена временная метка. С помощью опций Max File Size и Frames per File можно ограничить размер файла или установить максимальное количество кадров, которое он должен содержать. Если предел не планируется устанавливать, необходимо установить в этих пунктах 0. Помните, только что файловые системы ext2 и ext3 не поддерживают файлы, размер которых превышает 4 Гб, поэтому используйте при захвате что-то посовременнее, вроде XFS или ReiserFS.
Во вкладке Display настраиваются параметры отображения отснятого материала. Выставленные здесь настройки влияют только на предосмотр, на результирующий материал они никакого воздействия не оказывают. Поэтому если у вас слабый компьютер, можно в DV Decoder Quality выставить минимальные параметры, чтобы меньше нагружать машину. Если после установки флажка в Enable preview during capture вы при захвате не увидите изображения в окне Kino, поэкспериментируйте с опциями в Display Method. Аналогично, в зависимости от вида сигнала PAL или NTSC могут возникнуть искажения в разверстке, их можно попробовать избежать, подобрав опции в Show: Deinterlace Preview. При использовании драйвера dv1394 в режимах Edit и Trim доступен просмотр изображения на мониторе видеокамеры. Для этого установите флажок в Preview on External Monitor.
Вкладка Audio позволяет включить звук при перезаписи — для этого нужно просто активировать флажок Enable Audio Output. Если звука не будет слышно, то в поле Audio Device следует указать устройство для вывода звука (/dev/dsp будет в самый раз). Учтите, что в настоящее время из звуковых серверов поддерживается только OSS. Поэтому если в системе запущен звуковой сервер aRts в KDE или esd в GNOME, вполне возможно, Kino не сможет получить доступ к аудиоустройству. Также проверьте права доступа к /dev/dsp:
Как видите, чтобы записывать и считывать информацию с /dev/dsp, необходимо, чтобы пользователь, с учетной записью которого вы зарегистрированы в системе, был включен в группу audio.
По умолчанию Kino воспроизводит звук в режимах Edit и Trim только тогда, когда используется управление мышкой. При управлении с клавиатуры звук может быть недоступен. Активация Enable Audio Scrub позволит услышать звук и в этом случае.
Если у вас есть устройство дистанционного управления вроде Sony USB Jog/Shuttle, его можно активировать во вкладке Jog/Shuttle. Подробности касательно этого режима смотрите в файле README_jogshuttle.
И наконец, переходим к последней вкладке — Other, где вы найдете некоторые вспомогательные опции. Например, установка Save SMIL projects with relative file paths позволит сохранять все рабочие файлы проекта в одном каталоге, чтобы удобнее было перемещать их на другой компьютер.
Все настройки будут сохранены в скрытом файле .kinorc, который расположен в домашнем каталоге пользователя.
Кстати, если его открыть в любом текстовом редакторе, найти строку
и добавить в конец параметр subtitle, чтобы получилось
то в Kino появится поддержка субтитров.
Первый проект
Теперь, когда все подключено и готово к работе, пришло время создать свой первый фильм. Переходим в основное окно программы и выбираем вкладку Capture ( рис. 3).
Управление захватом видео в Kino упрощено до безобразия. С помощью кнопок нижней линейки или ползунка Shuttle вы управляете просмотром записанного на камеру и выставляете пленку на нужное место (кнопка AV/C должна быть нажата). В выпадающем списке Time выберите удобный для вас формат отсчета времени, который будет выводиться при захвате. Поддерживается несколько вариантов вывода времени. Можно выставить показ в минутах, секундах, миллисекундах и кадрах. Также возможен вывод времени в стандарте SMPTE, то есть HH:MM:SS:FF (час, минуты, секунды, кадры). В режиме просмотра будет выводиться время, полученное из видеокамеры.
Чтобы начать захват, нажимаем на кнопку Capture, останавливаем с помощью Stop. Если необходимо захватить показанный в окне просмотра кадр в виде изображения, нажмите Still Frame и введите имя файла. Остановить захват вы можете в любое время, при его возобновлении Kino автоматически создаст новый файл и добавит его к текущему проекту. После окончания захвата камеру можно отключить.
Просмотреть получившееся видео по сценам можно, перейдя во вкладку Timeline. Чтобы обрезать лишнее, переходим во вкладку Trim. Выбираем мышкой в левом окне файл, далее с помощью временной линейки In/Out отмечаем начало или конец сцены. В зависимости от установок Mode отмеченной сценой можно заменить рабочий файл ( Overwrite), или создать на его основе новый файл ( Insert), который вставить перед (нажав before) или после ( after) текущего файла. Если режим Overwrite больше подходит для обрезания лишних участков в начале и конце файла, то используя Insert, можно вырезать несколько участков из одного исходного файла. Указав имя файла в Browse for a file, выделенный участок можно сохранить в этот файл.
Для дальнейшего редактирования переходим во вкладку Edit. Перетаскивая файлы мышкой в окне слева, меняем очередность следования файлов в проекте. Используя пункты меню Insert file before (или after) the current scene, добавляем в проект новые видеофайлы поддерживаемых форматов, то же самое можно проделать из окна файлового менеджера, просто перетащив файл мышкой и вставив в нужное место.
Видео- и аудиоэффекты добавляются во вкладке FX. Это окно визуально разбито на четыре части ( рис. 4).
В верхней части слева в Output File указывается каталог, в который будет сохранен результат. Но вначале выбираем из проекта файл, над которым будут производиться манипуляции, затем в From/To указываем начальную и конечную позицию, в которых будет действовать выбранный далее эффект. Если планируется добавить эффект перехода, то необходимо использовать Limit to … frames. Все настройки производятся в одной из двух вкладок. Выбор вкладки Owerwrite приведет к тому, что будут переписаны исходные кадры, а при использовании Create будет создан новый файл. Нажав на Preview Options, вы получите возможность предосмотра результата. Выбор эффектов производится в правой части. Сверху выбираются аудиоэффекты, под ними видео. Описывать их не буду, проще воспользоваться возможностью предпросмотра и самому разобраться в настройках. В настройках эффектов опять же две вкладки. Эффекты, выставленные в Filters, будут применены к кадрам, выбранным в левой части. В Transitions собраны эффекты перехода. Рекомендую такие настройки: выставить Frames > Overwrite, выбрать первую сцену и указать Limit to Closing 25 frames, затем в настройках длительности эффекта выставить 25 frames.
Для предпросмотра результата нажимаем кнопку Preview. Если эффект был изменен, предпросмотр в некоторых случаях следует также остановить, а затем перезапустить. Когда все настройки подобраны, нажмите Render и подождите некоторое время, пока Kino наложит все эффекты.
И наконец, проект создан. Пора выводить результат. Во вкладке Export вы обнаружите еще несколько вкладок: IEEE1394, DV File, Stills, Audio, MPEG и DV Pipe ( рис. 5).
Каждая из них отвечает за вывод на определенное устройство или в файл определенного типа. В частности, опции DV File имеют много общего с опциями захвата; результатом такой перекодировки будет файл в DV-формате. Вкладка Stills позволяет разложить кадры фильма на файлы изображений. В Audio можно извлечь звук, в DV Pipe вывести Raw-DV поток на вход другой программы, здесь также можно создать VOB-видеофайл. Экспорт в различные видео форматы настраивается в MPEG. Опций здесь достаточно. Выбираем в File Format формат выходного файла — например, если планируется в дальнейшем создание DVD-диска, то Standard VOB — после чего нажимаем Export. Через некоторое время у вас появится нужный вам файл. Установив флажок в Output dvdauthor XML, можно сразу же получить файл-шаблон для дальнейшей обработки программой dvdauthor. Правда, его еще придется доводить вручную, поэтому лучше использовать программу, имеющую графический интерфейс, вроде dvdisaster, о которой говорилось в предыдущих статьях.
В самом верху строка Every … frame of … предназначена для выбора кадров, которые требуется перекодировать. По умолчанию выводится все файлы проекта, но можно, естественно, указать любую его часть, например, если хотите оценить результат.
К сожалению, в настоящее время Kino не поддерживает наложение нескольких видео- и аудиослоев, да и спектр поддерживаемых форматов мог бы быть пошире. Домашнему пользователю не всегда нужна такая функциональность, но зато ему очень просто будет освоить Kino. Акцент пока сделан на качестве и стабильности. Надо сказать, они не подвели — за те пару лет, что я пользуюсь Kino, проблем с ним у меня не возникало. Немного поэкспериментировав, вы быстро разберетесь в Kino и поймете, насколько это простая и в то же время функциональная программа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий